Каждый любящий и ответственный родитель однажды задается вопросом, когда нужно начинать воспитывать своего ребенка. И как это делать, чтобы не испытывать в будущем проблем воспитания. Ответ специалистов может удивить: начинать "воспитывать" своего малыша нужно еще до его появления на свет.
Научное обоснование
Здесь важно оговориться, что под воспитанием в перинатальный период в большей степени понимается, конечно же, общение и взаимодействие с малышом. Дети, которых "воспитывали" еще до появления на свет, отличаются открытостью и дружелюбием. Это можно объяснить физиологическими и психологическими причинами. Нерожденный ребенок прислушивается ко всему, что творится вокруг матери, улавливает ее эмоции, откликается на ее настроение жестами, выражением лица. Что и подтверждают 3D и 4D УЗИ.
Психическая жизнь плода начинается уже на сроке около 2 месяцев внутриутробного развития. Это доказывают многочисленные исследования. На этом этапе развития он уже реагирует на прикосновения, а к третьему месяцу беременности у ребенка развиты органы, отвечающие за восприятие самых различных ощущений. Появляется вкусовое восприятие, немного позднее – слух, чувство равновесия и даже обоняние. Позже всех формируются зрительные ощущения. Механизм восприятия очень простой: орган чувств, способный к восприятию внешнего мира, сформировался, значит, ребенок готов к поддержанию обратной связи. Возможности развития ребенка до рождения изучает такая наука как перинатальная педагогика.
Ее основные принципы: 1. Мама – малыш – папа – это взаимосвязанные звенья одной цепи, которые зависят друг от друга. 2. Мама – основное звено, ведь именно она способна передать малышу положительный настрой. 3. Чтобы у мамы было хорошее настроение, ей нужно развивать свои творческие способности. 4. Женщины должна готовиться к родам как психологически, так и физиологически. Тогда она легко родит. Это облегчит жизнь ей, ребенку во время родов и после рождения. Однако, по мнению специалистов сегодня у беременных женщин (как это ни парадоксально) материнство отошло на второй план. Современные женщины разучились рожать и воспитывать детей. Сегодня он больше заняты не своей материнской функцией, данной им природой, а работой. В подавляющем большинстве случаев, подготовка к родам сегодня заключается в поисках хорошего врача и роддома. Воспитание детей – в поиске няни и детского сада. Такая пассивная позиция.
Что знали наши пра-пра-пра…?
За много веков до нас женщины в ожидании малыша готовились к его появлению, опираясь на собственную интуицию и опыт поколений. Так, в Древнем Китае имела место система эмбрионального воспитания "тай-кье", согласно которой беременные каждый день занимались пением. В Японии беременные отправлялись в специальные общины, расположенные в красивой местности, где занимались эстетическим и музыкальным образованием своим и ожидаемого малыша. В странах Северной Европы беременные обязательно ежедневно распевали народные и религиозные песни, сидя на ступеньках собственного дома. В нескольких губерниях Российской Империи действовал целый свод предписаний по поведению беременных. Среди них: – быть спокойной – ни с кем не ссориться – созерцать красоту природы – слушать шелест падающей листвы и пение птиц – самой разучивать колыбельные. Общее для всех культур – это общение с уже рожавшими женщинами, выполнение специальной дыхательной гимнастики, созерцание красоты, рукоделие и пение. Так, если мама дышит равномерно и правильно, это развивает сердце и легкие малыша. Музыка и пение улучшает эмоции и настроение, влияет на тонус мышц младенца, развитие мозга, обмен веществ. Исследования показали, что малыш в утробе матери активно реагирует на происходящее: на 4-й неделе его сердце, с 12-й недели – лицо приобретает собственные черты и отражает происходящее в окружающей среде, с 14-й недели он реагирует на звук. Еще в 1982 г. японские ученые доказали, что внутриутробно ребенок слышит все, что происходит внутри и вне мамы. Все звуки доходят до него приглушенными на 30 процентов. Поэтому с конца 1980-х годов женщины в ожидании малыша стали регулярно слушать музыку и прикладывать наушники к животу, чтобы малыш тоже слушал. Они стали разучивать колыбельные и петь их малышу, а также разговаривать с ним.
Почему это важно?
Сегодня во многих центрах подготовки к родам будущие мамы проходят специальные "перинатальные" занятия. Здесь они учатся правильно дышать, с ними беседует психолог, настраивает на роды. Но внутриутробное воспитание ребенка – это не только общение с ним через разговоры, поглаживания, но и воздействие на маму. Ведь она является проводником между плодом и внешним миром. Так, при длительных стрессовых состояниях в крови матери образуется избыточное количество стероидных гормонов, проходящих через плацентарный барьер и влияющих на формирующийся мозг ребенка. Многочисленные исследования позволили подтвердить, что эмоциональные состояния матери во время беременности передаются ребенку, и они могут стать доминирующими у ребенка уже после его рождения. Также оказалось, что ребенку передавались содержание, и характер эмоциональных состояний матери. Было выяснено, что с наибольшей вероятностью от матери ребенку передаются такие эмоциональные состояния как страх, агрессия и плаксивость.
Многие черты характера будущего человека складываются еще до его рождения, в утробе матери. Поскольку до момента появления малыш прожил девять месяцев с мамой, он имеет некоторый личный опыт, тот, который ему показала мама, а также опыт того, что мама в это время делала, какие эмоции испытывала. Положительные эмоции матери нужны ребенку еще до рождения, они являются очень важным фактором, обеспечивающим формирование его положительного опыта.
Таким образом, на развитие плода, формирование его психики и эмоционального состояния во взрослой жизни оказывает огромное влияние эмоциональное и физическое здоровье матери во время беременности, а также образ жизни беременной женщины. Сегодня разработаны целые методики и программы, помогающие будущим мамам выносить и родить более здоровых и психически устойчивых детей. Чтобы достичь этого, беременная женщина должна научиться испытывать положительные эмоции, найти интересные для себя занятия, делать что-то в свое удовольствие – заниматься деятельностью, связанной с творчеством, искусством, самосовершенствоваться и пр. В пренатальном развитии немаловажную роль играет и отец. Отношение к супруге, ее беременности и ожидаемому ребенку – один из важнейших факторов, формирующих у будущего ребенка ощущения счастья и силы, которые передаются ему через уверенную в себе и спокойную мать.
Рекомендованные ежедневные занятия во время беременности:
– Заниматься творчеством – рисование, вышивание и пр. – 1-2 часа – Дыхательная гимнастика – 20 минут – Ритмичные движения под музыку и пение – 30 минут – Полюбоваться цветами, посетить выставку или концерт – по возможности.
Будущие родители могут подготовить для своего ребенка хорошую стартовую площадку в длинное интересное путешествие под названием Жизнь. Разговаривайте со своим малышом, показывайте ему красивое, общайтесь с ним прикосновениями, ведь творческая активность малыша и его музыкальность развиваются вместе с ним. А еще это очень объединяет родителей и вынашиваемого малыша.
Благодарим за чтение статьи!